Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября «Уроки семьи
и семейных ценностей».
Павел Астахов обратился к Министру образования и науки Российской Федерации
Д.В. Ливанову с просьбой разработать и направить в адрес руководителей органов
управления образованием субъектов Российской Федерации методические
рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» с
учетом успешного регионального опыта сохранения и поддержки семьи, возрождения
и укрепления семейных ценностей и традиций.
Особое внимание при организации уроков необходимо уделить детям — сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, для которых «Уроки семьи и семейных
ценностей» имеют особо важное значение для восстановления нарушенного права
жить и воспитываться в семье, социальной адаптации в будущей семейной жизни.
Как отметил Уполномоченный, современная демографическая ситуация и
девальвация семейных ценностей свидетельствуют о том, что школа должна как
можно больше внимания уделять подготовке учащихся к семейной жизни. Необходимо
вводить предмет «Этика и психология семейной жизни».
Что такое семейные ценности?
Недвижимость и счет в банке или что-то иное? Ответ на этот вопрос должны
знать, так как наличие семейных ценностей это важнейший фактор стабильного
развития семьи и благополучия каждого её члена.
Ценности можно поделить на материальные и духовные. И те и другие могут
являться семейными, если защищаются и отстаиваются её членами.
Ценности духовные это объединяющие идеи. Это то, ради чего семья в принципе
существует. Это не просто общая точка зрения на одни и те же вопросы, но и
стремление отстаивать эту точку зрения, защищать её.
К духовным семейным ценностям относится и семейные традиции, и семейные
устои. Где начинаются и заканчиваются границы ответственности мужа, жены,
старшего сына, дочери. Как поддерживаются отношения с бабушками и дедушками и
какую роль они играют в воспитании своих внуков. Каков принцип наследования
имущества и многое другое. Вместе это называется семейным укладом.
Семья и семейные ценности во все времена во всех странах мира были главной
ценностью любого общества. К сожалению, времена изменились, изменилось
отношение к браку (говорят же, что хорошее дело таким словом не обзовут). И
главное, изменилось отношение к семье, изменяются семейные ценности. Сегодня
семьи легко создаются, но и легко разрушаются. Только вот семейные ценности
вечны и никуда не должны, не могут исчезнуть.
Встречаются два человека, влюбляются, женятся. Рождается семья: двое,
живущие вместе, заботящиеся друг о друге, связанные обещаниями и клятвами. Потом
появляется ребёнок. И заботится нужно уже о нём…
И со временем что-то с памятью человеческой происходит: забывается много
хорошего, помнятся обиды и неприятности, забываются обещания и клятвы, данные
друг другу. И мы уже не помним о том, как были влюблены и счастливы. В нашей
памяти мы бережно храним обиды. И хочется спросить: «Почему так? Что происходит
с нами? Разве мы случайно встретились?»
Остановитесь же на минутку, оглянитесь на свою жизнь, посмотрите и
подумайте: есть ли у Вас семья, заботитесь ли Вы о ней, умеете ли Вы прощать?
Ведь если мы ссоримся, то из-за ерунды. Если мы обижаемся, то потом даже сложно
вспомнить, на что… А обидеть родного человека так просто!
Семейные ценности в сознании
россиян
Для повышения роли семьи в обществе и воспитания молодежи в духе уважения к
семейным ценностям необходимо понять, какое место семья и связанные с нею
ценности занимают в сознании людей, живущих в современной России. Роль семьи и
семейных ценностей в сознании россиян можно изучить с помощью социологических
исследований, в частности массовых опросов, которые проводились и проводятся
авторитетными российскими службами изучения общественного мнения.
В сознании большинства россиян существует выраженная потребность в том,
чтобы семья была одной из главных ценностей. В то же время поведение
значительного числа российских граждан, особенно молодежи, в значительной мере
не соответствует этой потребности. Такое несоответствие во многом связано как с
объективными трудностями (жилищными проблемами, низкими доходами, не
позволяющими прокормить семью, перекосами и диспропорциями в половозрастной
структуре населения России — большем числе женщин, чем мужчин в различных
возрастных группах), так и с субъективными негативными факторами (алкоголизмом
и наркоманией, инфантилизмом молодежи, неготовностью многих людей нести
ответственность за семью, гедонизмом и низким уровнем нравственного развития).
Следует также отметить, что при разработке мер по укреплению семьи и
стимулированию рождаемости основное внимание уделяется сегодня экономическим
факторам — повышению уровня дохода, решению жилищных проблем и т.п. Безусловно,
экономическая, материальная сторона играет важную роль в укреплении семьи и
повышении рождаемости.
Однако, как показывают приведенные выше данные социологических исследований,
весьма существенное значение для укрепления семьи и повышения роли семейных
ценностей в российском обществе наряду с экономическими имеют духовные факторы.
Даже при идеальных условиях большинство россиян не хотели бы иметь больше двух
детей и только 29% (чуть более четверти) хотели бы иметь трех и более детей,
необходимых для расширенного демографического воспроизводства. Отсюда следует,
что для укрепления семьи и решения демографической проблемы необходимо
учитывать важную роль духовных факторов, включающих культурные стереотипы,
нравственные нормы, религиозные представления, отношение к семье как к духовной
ценности, отношение к детям и к родителям. По-видимому, для реального
укрепления семейных ценностей необходимы существенные сдвиги и в отношениях
внутри семьи, и в политике государства, и в деятельности средств массовой
информации и других структур гражданского общества, и в работе образовательных
учреждений.