Четверг, 04.03.2021, 10:33
Приветствую Вас, Гость

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ ВМЕСТЕ С ЛОГОПЕДОМ

Речь – это использование языка в целях общения. Сложная структура языка требует разных  
сложных речевых умений: умения говорить и различать звуки речи, составлять из звуков слоги
и слова, говорить и понимать их, умения составлять из слов предложения, используя правила
грамматики, читать, писать. Формирование у детей грамматически правильной, лексически
богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения
ребёнка родному языку. Такой же важной задачей является и подготовка будущих
первоклассников к обучению в школе.

Большое значение работе по развитию звукопроизносительной стороны речи и, в частности, фонематического восприятия придавали в своих исследованиях выдающиеся педагоги-дефектологи Р.Е. Левина, Г.А. Каше. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д.

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА!

1. «Поймай слово».

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Ведущий: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, К-О-М-А-Р – комар …

Внимание: 1. Слово произносится по звукам, а не по буквам: «М», а не «ЭМ»;

2. Твердые и мягкие звуки произносятся по-разному: «Л» - лук, «Ль» - люк;

3. Не надо предлагать слова с гласными: Я, Ю, Е, Ё.

Речевой материал:

слова из трех звуков: мак, лук, сок, рак, бык, пол, мыл, сом, том, дом, лом, сын, сон, суп, сыр, мир, сор, час, рис, кот, рот;

слова из четырех звуков: мама, рама, папа, баба, каша, рыба, мыло, сало, лапа, роза, лоза, пила, липа, Катя, дядя, окно;

слова из пяти звуков: сумка, палка, полка, мышка, мишка, книга, стена, озеро, шапка, шарик.

2 «Разбросай слово»

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Ведущий предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

Речевой материал см. выше

3. «Крестики – нолики»

Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если ведущий произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

А

Х О Х

Х Х Х

О Х О

4. «Игры со звуками»

Вариант 1: Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А (Е,О,Л,В и т.д). Назови слова, которые заканчиваются на звук А (К,Н,Г). Назови слова, в которых звук А(Д,В,И) в середине слова.

Вариант 2 (усложненный): 1)Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

2).Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш. (Карандаш, камыш…)

3)Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…)

5. «Поймай звук»

Цель: выделение звука на фоне слова.

Ход игры: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [c] - “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”).

6. «Волшебники»

Задание: "Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: кит - кот.

Слова для изменения: дом, сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

7. Игра «Цепочки слов»

Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз.

ссылка на источник ЗДЕСЬ >>>

 Советы логопеда родителям дошкольников

  Дети, имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раздражительными, неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, возникают проблемы в обучении, нарушения психики. Очень важно вовремя заметить нарушения речи. Если не начать исправлять их в первые три года жизни ребёнка, с течением времени добиться успеха будет гораздо сложнее.

Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия - нарушение звукопроизношения - замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.

Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4 лет, необходимо обратиться к логопеду, который разработает программу занятий с учётом индивидуальных особенностей ребенка. Со многими проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего определёнными методиками, но работа по коррекции произносительных навыков должна продолжаться и дома.

Логопед советует

  • Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
  • Разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать "детский язык".
  • Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
  • Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
  • Говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель - заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
  • Не перегружать ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
  • Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
  • При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, чаще хвалить его.

 Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие

  Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

  • Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
  • С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
  • Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
  • Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
  • Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
  • Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
  • Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно, держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
  • И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей

     Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для  родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков (свистящие, шипящие, сонорные), специальные занятия. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех  звуков, которые он плохо говорит.

    При работе  родителей с детьми  дома следует помнить пункты, написанные в памятке для родителей.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА

      1.     Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребёнку.

2.      За одно занятие не следует давать больше трёх- четырех  упражнений.

3.      К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущее.

4.      Все упражнения надо выполнять естественно без напряжения.

5.      Всю работу по воспитанию у детей правильного произношения, родители должны согласовывать с логопедом. Обращаться к нему при всех затруднениях.

 

Предупреждение недостатков речи

Что же способствует правильному речевому развитию?

 

1.  Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. С ребёнком нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не всё успеет услышать и понять.

2.  Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, представляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов ребёнок с удовольствием повторяет их за мамой, делать он это должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи.

3.  Не следует раздражаться детской «болтовнёй», ребёнок тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.

4.  Не рекомендуется перегружать ребёнка- учить буквы, обучать чтению в трёх- четырёхлетнем возрасте без его желания; результат часто бывает обратный желаемому.

Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребёнка.

5.  При раннем речевом развитии не следует принуждать ребёнка к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями- это может привести к заиканию.

6.  При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребёнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.

7.  Вредно излишнее возбуждать фантазию и чувства ребёнка частными и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает  его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.

8.  Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.

 Причины речевых нарушений

 

1.   Недостаточное речевое окружение в раннем возрасте: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребёнок пользовался ею, связывал её с выполнением тех или иных действий в игре.

2.   Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье- копирование детской речи: ребёнок подражает тому, что слышит.

3.  Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искажённого звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.

4.  Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нёбо и др.

5.  Длительное пользование соской - способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.

6.  Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда- отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.

7.  Если у ребёнка лепетная речь в три- четыре года (его даже мать не понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребёнок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться к врачу. 

 

 Эти причины могут быть обусловлены разными факторами. Вот   некоторые из них:

 

1Болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулёз, нервные заболевания);

2. Родовые травмы;

3.Инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;

 4.Ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания. 

 

Несколько слов о наследственности

Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические недостатки, например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специалистами и специальным обучением.

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКА ОСНОВАМ ГРАМОТЫ!

1. НАДО ЛИ ОБУЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКА ГРАМОТЕ?
Поговорим о необходимости обучения дошкольников грамоте. Распространено мнение: «Если научить ребенка читать до школы, то ему будет неинтересно учиться». По мнению современных педагогов, психологов и физиологов, это не так.

Чтение является очень сложным психофизиологическим процессом. Для того, чтобы в достаточной степени овладеть навыком чтения, букварного периода (который по некоторым школьным программам длится всего 2-3 месяца!) явно не хватит. А ведь навык чтения и понимания прочитанного является основой успешного обучения ребенка в школе с первого класса. С первых дней пребывания в школе читающий ребенок окажется успешнее своего сверстника, не умеющего читать. Зачастую у учителя не бывает возможности уделять достаточно внимания ребенку, находящемуся на начальном этапе обучения грамоте, а дома необходимо выполнять домашнее задание, общее для всего класса. В такой ситуации получается, что выделить время для совершенствования навыка чтения очень трудно, и с трудом читающий ребенок попадает в ситуацию стресса.

Теперь о том, кому в школе интересно учиться. Ребенок, поступив в школу, попадает в новые для себя условия. Физиологически созревшему, готовому к школе ребенку интересно все: он овладевает новыми правилами поведения, строит взаимоотношения с учителем и одноклассниками, начинает писать и совершенствует навыки письма и чтения, учится учиться! Эта деятельность для начинающего школьника очень важна и требует от него многоусилий! О какой скуке может идти речь? Неинтересно в школе может быть ребенку, не готовому к школьному обучению.

2. КОГДА РЕБЕНОК ГОТОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ?

Когда лучше начинать занятия по подготовке к обучению грамоте? Это зависит не только от возраста ребенка, но и от его
индивидуальных особенностей.
У дошкольника, начинающего заниматься основами грамоты,
должна быть ярко выражена познавательная активность.

Такой ребенок любит общаться со взрослым, часто задает вопросы об окружающем, проявляет интерес к обучению. Не оставляйте без ответов любые вопросы Вашего ребенка, чаще обращайте его внимание на явления окружающей жизни, больше читайте. Именно при совместном чтении книг (в отличие от просмотра видеофильмов) происходит необходимый духовный контакт ребенка со взрослым. Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная речь ребенка должна быть развита соответственно возрастной норме. Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их необходимо устранить. К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечеткая артикуляция звуков; неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы.

Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

3. КАК ЗАНИМАТЬСЯ С ДОШКОЛЬНИКОМ?
ОТВЕТЫ НА ЭТОТ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ >>>